20 сентября 1923 года Великим Хуралом  ТНР был образован Салчаковский хошун, а осенью 1929 года Президиумом малого Хурала с учетом мнения населения переименован Салчаковский хошун  на Каа-Хемский хошун.

   В октябре 1929 года на VIII съезде ТРНП было принято обращение  в ЦК КПСС о помощи в создании национальной письменности, как важного условия для успешного некапиталистического пути развития республики.  По изучению национальных проблем приняли участие в разработке и создании латинизированного алфавита, важнейшую роль в этом сыграли Л.Д. Покровский - директор КУТВ, А.А. Пальмбах –лингвист – тюрколог.

  Декретом  правительства  ТНР от 28 июня 1930 года была узаконена новая тувинская письменность, что рассматривалось, как поворотный момент в историческом развитии современной Тувы. Создание в 1930 годы при непосредственной помощи ЦК КПСС и Советского правительства тувинской письменности явилось началом культурной революции в Туве и базой для  создания и развития малокомплектных школ, театров, культурно-просветительских учреждений, тувинской художественной литературы. Анализируя историческую роль и значимость тувинской письменности, сформированной в сложнейших  историко – политических и социально-экономических условиях  Тувы можно   выделить следующее:

  • начало всеобщего обучения тувинской письменности на основе русского алфавита способствовало зарождению собственной национальной системы образования Тувы;
  • с формированием собственной письменности в Туве началась новая эпоха культурного прорыва трудящихся масс, руководимая ТНРП; 
  • культурная  революция означала приобщение неграмотных трудящихся к основам светского знания в создаваемых национальных школах, учреждениях культпросвета;
  • идеи доступности обязательности всеобщего обучения потребовали подготовки педагогических кадров, грамотных учителей, организаторов управленцев, способных   решать поставленные  ТНРП и новой государственной властью задачи: укрепление независимой Тувинской республики, как  «суверенного государства»;
  • дальнейшее развитие культуры и ее приближение к социалистической культуре народов СССР;
  • воспитание новых поколений в духе диктатуры пролетариата и социализма.

    Развитие национальной письменности шло в то время в тесной взаимосвязи с народным образованием. Благодаря новой письменности облегченно изучение русского языка, ставшего языком межнационального общения. На основе изученных  источником, можно заключить, что создание тувинской письменности на основе новотюркского  латинизированного алфавита в 1930 годы являлись особым событием в культурно-историческом и социально – экономическом развитии Тувы, имеющим непреходящее значение в современности. Именно научно оформленная письменность Тувы позволила лучшим народным представителям достичь самых высоких вершин в науке, литературе, искусстве, образовании и просвещении, сохранив при этом этнокультурные  самобытные традиции тувинцев.  

   Также,   народное  образование в  Каа-Хемском хошуне активно стали функционировать в 30-е  годы.  Красные уголки, юрты, избы – читальни, клубы служили не только очагами ликвидации неграмотности, но и центрами культурно-массовой и политико- воспитательной работы.

  В 1939 году первый  красный уголок  открыт в районном центре с. Сарыг-Сеп, где   учились люди молодого и старшего возраста. Так и началась бурная учеба по ликвидации неграмотности среди населения хошуна.

   В годы Великой Отечественной войны школы района оказывали посильную помощь колхозам: ученики и учителя принимали активное участие во всех сельскохозяйственных кампаниях. Так, в 1942 году на колхозных полях работали  около 1200 учащийся и 86 учителей, ими было выработано более 86 тысяч трудодней. Были созданы тимуровские команды, которые помогали семьям фронтовиков и престарелым жителям района обрабатывать огороды, разделывать дрова, побелить дом и т.д.

  Благодаря новой письменности осуществлялось быстрое распространение светских знаний, росло количество  политической, художественно – публицистической литературы на тувинском языке, что влияло на сознание и самосознание кочевых аратов. Отказ от монгольской письменности в пользу новой латинизированной на основе русской графики способствовал усилению контактов тувинцев с русскоязычным населением.  Помощь СССР при строительстве новых школ, библиотек, в обеспечении кадрами для разных сфер деятельности была огромной.

     Интересен и разнообразен история существования детских дошкольных учреждений (в то время считались – ясли – садами):

   В кожууне   с. Кок-Хаак   первым  в 1941 году  открылся ясли - сад «Аленушка» рядом с конторой колхоза, а 1953 году  открыли новое приспособленное здание детского сада.  В 2016 году детскому саду «Аленушка» исполнится 75-летний Юбилей.  Первой заведующей назначена Ладыгина  Агафья Фадеевна. В ясли-саде «Аленушка» было 2 группы: младшая и смешанная. Принимали детей с 2-х месячного возраста. Детей чабанов и доярок принимали внеочереди. Коек не хватало, матрацы были из соломы. Детей качали на зыбках. Грудным детям давали соски с молоком. В определенное время в день 4 раза матери приходили кормить грудью своих детей.  Питание было бесплатное, продуктами, мясом  и молоком полностью обеспечивал колхоз. Садик  работал круглосуточно и сезонно: летом, весной и осенью.

   Вторым в 1950 году открылся  детский сад «Огонек» с. Кундустуг.  Первой заведующей была Сальникова Елена  Афанасьевна.  Елена Афанасьевна с   детьми тувинской национальности  общалась без акцента, чисто  на тувинском языке. За короткий период работы научилась говорить на тувинском языке.

   Так  постепенно, даже незаметно детские  сады открывались в кожууне по сегодняшний день. Материально-техническая база, развивающая среда, методические литературы, оргтехника  детских садов улучшилась на  высоком современном уровне.  С 1 сентября 2014 года начали работать по новой обновленной программе   ФГОС ДО  «От рождения до школы». Имеются Уставы в новой редакции, лицензирование на ведение образовательной деятельности и т.д.   ДОУ кожууна  комплектованы квалифицированными молодыми кадрами.

   В 1945 году был образован Каа-Хемский район, сформированы государственные учреждения, в том числе  и райисполком с его отделами.  Для руководства районными просветительными организациями и учреждениями при райисполкоме образован районный отдел народного образования (далее-РАЙОНО).   Являясь отелом райисполкома райОНО, подчинялся как райисполкому, так и Министерству просвещения Тувинской АССР.

 Основными задачами райОНО являлись:

  • Обеспечение осуществление Закона о всеобщем обязательном среднем образовании в районе.

РАЙОНО руководил и направлял работу всех школ, дошкольных учреждений. Первые годы организации основными   главными  задачами были:

  1. полная ликвидация неграмотности;
  2. осуществление повсеместного осуществления Закона о всеобщем обязательном обучении и выполнение 7-летнего и среднего образования.

    Первым заведующим отдела народного образования  Каа-Хемского кожууна в 1948 году был назначен   Непомнящих  Иван  Павлович.

  Во время его руководства, в 1948 году в районе осуществлялись:

  • 1 средняя школа – Сарыг - Сепская, в которой обучалось 239 учащихся, работало  в нем 16 учителей, из них - 4 педагога имели высшее  педагогическое образование.  Директором Сарыг-Сепской школы был Антонов Алексей Оширович.

    Другие школы были начальные и семилетние – всего их было – 18:

  • 1-средняя;
  • 5-семилетних;
  • 12- начальные.

   Начальные школы были небольшие:

  • в Эржейской начальной школе обучалось – 10 учащихся;
  • Грязнушенской – 18;
  • Шивейской – 14;
  • Маймазынской – 25;
  • Харальской – 18.

    По историческим документам тех лет, здания школ в основном были приспособлены только для занятий, укрепление материально- технической базы началось в 1950-ые годы.  В 50-ые годы в большинстве в населенных пунктах построены школы, а некоторые начальные школы преобразованы в семилетние.

  В начале, 1950-ые годы по решению Правительства Республики Тыва было осуществлено укрупнение мелких колхозов, в результате проведенной работы несколько начальные школы закрылись. Впервые годы образования района часть маленьких школ находились в  сельских поселениях, где население занималось добычей золота:

  1. Харальская, Хоптовская,Эминская начальные школы, которые в 1955 году закрыты в связи, с тем, что не было в них учащихся, так как население переехало в другие сельские поселения.

   В связи, с преобразованием Тувинской автономной области в Тувинскую автономную Советскую социалистическую республику 10 января 1962 году состоялась первая сессия Верховного Совета Тувинской АССР, где Областное ОНО был преобразован в Министерство просвещения Тувинской АССР.  10 апреля 1984 года принято Постановление Пленума ЦК КПСС:

  1. об основных  направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Реформа призвана поднять работу общеобразовательной и профессиональной школы:

  • на качественно новый уровень;
  • устранить недостатки, имеющиеся  в ее деятельности;
  • обеспечить глубокое овладение учащимися основами наук;
  • формирование у учащихся прочных коммунистических убеждений;
  • трудолюбия, нравственной чистоты;
  • воспитание в духе любви к социалистической многонациональной Родине и готовности ее защите;
  • воспитание  в духе  пролетарского  интернационализма.

  45 лет назад  распахнула  двери в Сарыг-Сепе  первая национальная школа.  Работа педагогического коллектива немыслима без руководства опытного, энергичного и мудрого директора. Первым директором в 1965 году стал Маспык-оол Кара-оол  Андреевич. С первых дней открытия в школе работать приходилось много сил. Росло мастерство педагогов, формировались традиции. Первый выпуск  состоялся  в июне 1966 году. Было 13 выпускников.

  С 1966 года директором национальной  школы  работал Гайдук Василий Федорович, после был переведен в аппарат райкома партии. Его сменил  с 1967 по 1972 год участник Великой отечественной войны  Антонов Алексей  Оширович.