20 сентября 1923 года Великим Хуралом ТНР был образован Салчаковский хошун, а осенью 1929 года Президиумом малого Хурала с учетом мнения населения переименован Салчаковский хошун на Каа-Хемский хошун.
В октябре 1929 года на VIII съезде ТРНП было принято обращение в ЦК КПСС о помощи в создании национальной письменности, как важного условия для успешного некапиталистического пути развития республики. По изучению национальных проблем приняли участие в разработке и создании латинизированного алфавита, важнейшую роль в этом сыграли Л.Д. Покровский - директор КУТВ, А.А. Пальмбах –лингвист – тюрколог.
Декретом правительства ТНР от 28 июня 1930 года была узаконена новая тувинская письменность, что рассматривалось, как поворотный момент в историческом развитии современной Тувы. Создание в 1930 годы при непосредственной помощи ЦК КПСС и Советского правительства тувинской письменности явилось началом культурной революции в Туве и базой для создания и развития малокомплектных школ, театров, культурно-просветительских учреждений, тувинской художественной литературы. Анализируя историческую роль и значимость тувинской письменности, сформированной в сложнейших историко – политических и социально-экономических условиях Тувы можно выделить следующее:
- начало всеобщего обучения тувинской письменности на основе русского алфавита способствовало зарождению собственной национальной системы образования Тувы;
- с формированием собственной письменности в Туве началась новая эпоха культурного прорыва трудящихся масс, руководимая ТНРП;
- культурная революция означала приобщение неграмотных трудящихся к основам светского знания в создаваемых национальных школах, учреждениях культпросвета;
- идеи доступности обязательности всеобщего обучения потребовали подготовки педагогических кадров, грамотных учителей, организаторов управленцев, способных решать поставленные ТНРП и новой государственной властью задачи: укрепление независимой Тувинской республики, как «суверенного государства»;
- дальнейшее развитие культуры и ее приближение к социалистической культуре народов СССР;
- воспитание новых поколений в духе диктатуры пролетариата и социализма.
Развитие национальной письменности шло в то время в тесной взаимосвязи с народным образованием. Благодаря новой письменности облегченно изучение русского языка, ставшего языком межнационального общения. На основе изученных источником, можно заключить, что создание тувинской письменности на основе новотюркского латинизированного алфавита в 1930 годы являлись особым событием в культурно-историческом и социально – экономическом развитии Тувы, имеющим непреходящее значение в современности. Именно научно оформленная письменность Тувы позволила лучшим народным представителям достичь самых высоких вершин в науке, литературе, искусстве, образовании и просвещении, сохранив при этом этнокультурные самобытные традиции тувинцев.
Также, народное образование в Каа-Хемском хошуне активно стали функционировать в 30-е годы. Красные уголки, юрты, избы – читальни, клубы служили не только очагами ликвидации неграмотности, но и центрами культурно-массовой и политико- воспитательной работы.
В 1939 году первый красный уголок открыт в районном центре с. Сарыг-Сеп, где учились люди молодого и старшего возраста. Так и началась бурная учеба по ликвидации неграмотности среди населения хошуна.
В годы Великой Отечественной войны школы района оказывали посильную помощь колхозам: ученики и учителя принимали активное участие во всех сельскохозяйственных кампаниях. Так, в 1942 году на колхозных полях работали около 1200 учащийся и 86 учителей, ими было выработано более 86 тысяч трудодней. Были созданы тимуровские команды, которые помогали семьям фронтовиков и престарелым жителям района обрабатывать огороды, разделывать дрова, побелить дом и т.д.
Благодаря новой письменности осуществлялось быстрое распространение светских знаний, росло количество политической, художественно – публицистической литературы на тувинском языке, что влияло на сознание и самосознание кочевых аратов. Отказ от монгольской письменности в пользу новой латинизированной на основе русской графики способствовал усилению контактов тувинцев с русскоязычным населением. Помощь СССР при строительстве новых школ, библиотек, в обеспечении кадрами для разных сфер деятельности была огромной.
Интересен и разнообразен история существования детских дошкольных учреждений (в то время считались – ясли – садами):
В кожууне с. Кок-Хаак первым в 1941 году открылся ясли - сад «Аленушка» рядом с конторой колхоза, а 1953 году открыли новое приспособленное здание детского сада. В 2016 году детскому саду «Аленушка» исполнится 75-летний Юбилей. Первой заведующей назначена Ладыгина Агафья Фадеевна. В ясли-саде «Аленушка» было 2 группы: младшая и смешанная. Принимали детей с 2-х месячного возраста. Детей чабанов и доярок принимали внеочереди. Коек не хватало, матрацы были из соломы. Детей качали на зыбках. Грудным детям давали соски с молоком. В определенное время в день 4 раза матери приходили кормить грудью своих детей. Питание было бесплатное, продуктами, мясом и молоком полностью обеспечивал колхоз. Садик работал круглосуточно и сезонно: летом, весной и осенью.
Вторым в 1950 году открылся детский сад «Огонек» с. Кундустуг. Первой заведующей была Сальникова Елена Афанасьевна. Елена Афанасьевна с детьми тувинской национальности общалась без акцента, чисто на тувинском языке. За короткий период работы научилась говорить на тувинском языке.
Так постепенно, даже незаметно детские сады открывались в кожууне по сегодняшний день. Материально-техническая база, развивающая среда, методические литературы, оргтехника детских садов улучшилась на высоком современном уровне. С 1 сентября 2014 года начали работать по новой обновленной программе ФГОС ДО «От рождения до школы». Имеются Уставы в новой редакции, лицензирование на ведение образовательной деятельности и т.д. ДОУ кожууна комплектованы квалифицированными молодыми кадрами.
В 1945 году был образован Каа-Хемский район, сформированы государственные учреждения, в том числе и райисполком с его отделами. Для руководства районными просветительными организациями и учреждениями при райисполкоме образован районный отдел народного образования (далее-РАЙОНО). Являясь отелом райисполкома райОНО, подчинялся как райисполкому, так и Министерству просвещения Тувинской АССР.
Основными задачами райОНО являлись:
- Обеспечение осуществление Закона о всеобщем обязательном среднем образовании в районе.
РАЙОНО руководил и направлял работу всех школ, дошкольных учреждений. Первые годы организации основными главными задачами были:
- полная ликвидация неграмотности;
- осуществление повсеместного осуществления Закона о всеобщем обязательном обучении и выполнение 7-летнего и среднего образования.
Первым заведующим отдела народного образования Каа-Хемского кожууна в 1948 году был назначен Непомнящих Иван Павлович.
Во время его руководства, в 1948 году в районе осуществлялись:
- 1 средняя школа – Сарыг - Сепская, в которой обучалось 239 учащихся, работало в нем 16 учителей, из них - 4 педагога имели высшее педагогическое образование. Директором Сарыг-Сепской школы был Антонов Алексей Оширович.
Другие школы были начальные и семилетние – всего их было – 18:
- 1-средняя;
- 5-семилетних;
- 12- начальные.
Начальные школы были небольшие:
- в Эржейской начальной школе обучалось – 10 учащихся;
- Грязнушенской – 18;
- Шивейской – 14;
- Маймазынской – 25;
- Харальской – 18.
По историческим документам тех лет, здания школ в основном были приспособлены только для занятий, укрепление материально- технической базы началось в 1950-ые годы. В 50-ые годы в большинстве в населенных пунктах построены школы, а некоторые начальные школы преобразованы в семилетние.
В начале, 1950-ые годы по решению Правительства Республики Тыва было осуществлено укрупнение мелких колхозов, в результате проведенной работы несколько начальные школы закрылись. Впервые годы образования района часть маленьких школ находились в сельских поселениях, где население занималось добычей золота:
- Харальская, Хоптовская,Эминская начальные школы, которые в 1955 году закрыты в связи, с тем, что не было в них учащихся, так как население переехало в другие сельские поселения.
В связи, с преобразованием Тувинской автономной области в Тувинскую автономную Советскую социалистическую республику 10 января 1962 году состоялась первая сессия Верховного Совета Тувинской АССР, где Областное ОНО был преобразован в Министерство просвещения Тувинской АССР. 10 апреля 1984 года принято Постановление Пленума ЦК КПСС:
- об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Реформа призвана поднять работу общеобразовательной и профессиональной школы:
- на качественно новый уровень;
- устранить недостатки, имеющиеся в ее деятельности;
- обеспечить глубокое овладение учащимися основами наук;
- формирование у учащихся прочных коммунистических убеждений;
- трудолюбия, нравственной чистоты;
- воспитание в духе любви к социалистической многонациональной Родине и готовности ее защите;
- воспитание в духе пролетарского интернационализма.
45 лет назад распахнула двери в Сарыг-Сепе первая национальная школа. Работа педагогического коллектива немыслима без руководства опытного, энергичного и мудрого директора. Первым директором в 1965 году стал Маспык-оол Кара-оол Андреевич. С первых дней открытия в школе работать приходилось много сил. Росло мастерство педагогов, формировались традиции. Первый выпуск состоялся в июне 1966 году. Было 13 выпускников.
С 1966 года директором национальной школы работал Гайдук Василий Федорович, после был переведен в аппарат райкома партии. Его сменил с 1967 по 1972 год участник Великой отечественной войны Антонов Алексей Оширович.